Школьная астрономическая обсерватория Методика астрономических наблюдений

Если занятия в школе проводятся в первую смену, то наблюдения за тенью от гномона целесообразно проводить в перерывах между уроками, поручив эту работу отдельным учащимся.

6. Приближенное определение географических координат места наблюдения.

Это наблюдение проводят в ясный, солнечный день с помощью гномона, около которого уже отмечено по предыдущим наблюдениям направление полуденной линии. Наблюдение начинают незадолго до истинного полдня, наступление которого фиксируют в момент точного совпадения тени от гномона с полуденной линией по хорошо выверенным часам, идущим по декретному времени. Одновременно измеряют и длину тени от гномона.

По длине тени l от гномона (рис. 97) в истинный полдень и моменту его наступления Тд по декретному времени с помощью простых выкладок можно найти обе географические координаты места наблюдения. Предварительно из соотношения где Η — высота гномона, находят высоту h Солнца в истинный полдень. Затем по формуле

где δ — склонение Солнца (берется из астрономического календаря), вычисляют широту места φ.



 
Книги по любительской астрономии